23 февраля День рождения Казимира Севериновича Малевича (Kazimierz Malewicz, 1879–1935) – российского и советского художника, польского происхождения, педагога, теоретика искусства. Работал в таких художественных стилях, как импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, кубофутуризм, неопримитивизм. Основоположник супрематизма – одного из крупнейших направлений абстракционизма. В брошюре «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм» он провозглашал переход «к новому беспредметному творчеству». Основой его живописи были квадрат, крест и круг, на этих «первоформах» художник создавал все последующие супрематические картины. «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича – наиболее значительное произведение в концептуальном смысле, одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в искусстве.
Казимир Малевич мечтал кардинально изменить реальность. Художник хотел через искусство объединить все сферы жизни в беспредметном супрематическом мире и перейти в другое измерение. Благодаря своей бескомпромиссности и упрямству, ему удалось изменить существующие художественные порядки. Это делает его безусловным лидером русского авангарда.
Первую картину «Лунная ночь» в технике масляной живописи, Казимир написал в 16 лет. Один из его друзей, не спросив художника, отнес ее в магазин и там ее купили за 5 рублей. Местонахождение картины осталось неизвестным до сих пор. В 1896–1907 годы семья Малевичей жила в Курске. Казимир работал чертёжником в Управлении Московско-Курской железной дороги, параллельно занимался живописью и организовал в Курске художественный кружок. Летом 1905 года Малевич подал документы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но его не приняли. Он снова поступал в училище в 1906 и 1907 году, но безрезультатно.
Малевич перебрался из Курска в Москву, посещал школу-студию Федора Рерберга, изучал историю живописи и пробовал новые художественные техники. После первой выставки в «Бубновом валете» (1910) Малевич написал свои первые авангардистские картины: «Купальщик», «Садовник», «Мозольный оператор в бане» и «Полотеры». Затем Малевич создал первую крестьянскую серию: «Жница», «Косарь», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Уборка ржи» в стиле неопримитивизма. Во многом именно из экспериментов неопримитивистов с иконописной графикой «родилась» идея геометрической и цветовой редукции, ставшая впоследствии главной концепцией супрематизма. Через несколько лет Малевич присоединился к петербургскому творческому объединению русских авангардистов «Союз молодежи». В 1919 году состоялась первая персональная выставка художника «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму».
В 1919 году он переехал в Витебск и издал теоретическую работу «О новых системах в искусстве», а через три года – трактат «Супрематизм. Мир как беспредметность». В начале июня 1922 года художник переехал в Петроград с несколькими учениками – членами УНОВИС’а (Утвердители нового искусства). В 1923 году в Москве состоялась вторая персональная выставка художника, посвящённая 25-летию творческой деятельности. С 1924 по 1926 год Малевич был директором Ленинградского государственного института художественной культуры. В 1925 году художник участвовал в выставке «Левые течения в русской живописи за 15 лет»; работал над архитектонами – объёмными архитектурными супрематическими моделями. Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА). В 1927 году Малевич уехал в Варшаву, где была организована его персональная выставка, затем – в Берлин, там ему предоставили зал на ежегодной Freie Berliner Kunstausstellung. Выставка имела огромный успех, но на родину картины не возвратились, ряд их в настоящее время принадлежит Stedelijk Museum и МоМА. 7 апреля 1927 посетил Staatliches Bauhaus и познакомился с Вальтером Гропиусом и Ласло Мохой-Надем. По приезде Малевича арестовали и обвинили в шпионаже. После нескольких недель в тюрьме он был выпущен. В 1927–1930 годах преподавал в Киевском художественном институте, но из-за начавшихся репрессий на Украине, художник возвратился в Ленинград.
В 1927 году работы Малевича экспонировались на выставке Отдела новейших течений в искусстве в Русском музее. 1 ноября 1929 года в Третьяковской галерее открылась «Выставка произведений живописи и графики К.С. Малевича». В этом же году работы Малевича присутствовали на выставке «Абстрактная и сюрреалистическая живопись и пластика» в Цюрихе. В 1930 году произведения художника экспонировались на выставках в Берлине, Вене и Киеве. Малевич завершил второй «крестьянский цикл» картин, называя его «супрематизм в рамках человеческой фигуры». Изображения крестьян на полотнах были плоскими и располагались фронтально, а вместо лиц – «белая или черная пустота». На одной из работ автор написал: «Композиция сложилась из элементов, ощущения пустоты, одиночества, безвыходности жизни». В 1931 году Малевич создавал эскизы росписи для «Красного театра Народного дома». В 1932 году художник участвовал в юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет». В это время Малевич создал полотна «Голова современной девушки», «Работница», «Портрет жены художника: Наталья Андреевна Малевич, урожденная Манченко», «Автопортрет». Вместо подписи мастер рисовал на них черный квадрат. Казимир Малевич скончался от рака 15 мая 1935 года в Ленинграде. Его тело перевезли в Москву, кремировали, и 21 мая урна с прахом была захоронена под любимым дубом художника у деревни Немчиновка.