Общеразвивающая программа по живописи для 5 класса

Программа по живописи для 5 класса дхш

  

ПРОГРАММА 

ПО  ЖИВОПИСИ

ДЛЯ  5  КЛАССА  ДХШ

Методические разработки

с рекомендациями  и  пояснениями.

г.Липецк

2003г.

 

Автор   - КОШЕЛЯЕВА  И.С.преподаватель  ДХШ №2 г.Липецка. 

Рецензент  - ЗЛОБИН В.Л., доцент Липецкого 

педагогического  университета  художественно-графического  факультета, член  СХ РФ.

 

  1. 1.    Пояснительная записка.

Одна из целей обучения в детской художественной школе – это

профессиональное начальное образование. Именно начальное, т.к. следующая ступень идет училище, и только затем художественный ВУЗ.

ДХШ - училище - ВУЗ

Начальное профобразование – среднее профобразование – высшее профобразование

          На основе профессионального трехступенчатого обучения и следует строить основные цели и задачи в художественной школе.

          Если убрать среднее звено из этой цепи, то появляется много неразрешимых проблем и снижается качество подготовки уч-ся. Но нельзя путать художественную школу с Домом детского творчества, основной функцией которого является организация досуга детей школьного возраста.

          Поэтому преподавание в детской художественной школе  должно быть выше уровня Дома детского творчества, но ниже уровня училища и тем более ВУЗа.

          На завершающем этапе обучения в ДХШ, в 5 классе, можно уже использовать задания вступительных экзаменов училища, т.к. возраст учеников – 17 лет, т.е. это юноши и девушки, заканчивающие 11 класс общеобразовательной школы и готовящие себя к поступлению в училище. Поэтому, задания в 5 классах нужно давать с учетом вступительных экзаменов. Одним из сдаваемых экзаменов является живопись: постановка из 4-х предметов бытового жанра, 3-х драпировок; техника исполнения –  акварель, гуашь, масло; формат - ¼  или  ½ ватмана. Параллельно можно ставить и творческие задачи, используя сложные постановки: декоративные, цветовые или монохромные.

  1. 2.    Этапы работы над натюрмортом.

При работе с натюрмортом нужно учесть следующую последовательность:

  1. Изучить натуру.  Почувствовать в формате листа масштабность изображе-ния, количество свободного поля.
  2. Легкими линиями, без детальной проработки наметить расположение основных масс предметов, желательно не больше натуральной величины.
  3. Если композиция размещена удачно, можно форму прорисовать точнее. Линии мягкие и живые.
  4. Передача пространства, формы предметов и драпировок.
    1. 3.    Рекомендации.

Рекомендации:

  • Живопись начинается с первого плана, с самого яркого пятна.
  • Цвет берется в полную силу.
  • Работая над формой предметов, обратить внимание на ее касание с окружением. Рефлексные связи. Оттенок изменяется в зависимости от угла падающих на натуру лучей света и рефлексов от ближайших предметов.
  • Второй план пишется путем сравнения, через 1-ый план. На втором плане уже не  будет таких сильных цветовых и тональных контрастов, но изображается обобщеннее, широко и мягко.
  • Мазок должен ложиться, подчеркивая объем предметов.
  • Вначале работа может быть мозаичной, т.к. мазки акварели успевают высохнуть, пока на палитре ищется нужный колер. С опытом мозаичность уйдет. Работа мазком пригодится и в масл. живописи. Как в масле, так и в акварели мазок имеет большое значение, его масштаб, направление, ритм мазков, способ кладки. Он способен передать фактуру материала: гладкую, блестящую, стекло, металл, дерево, глину, мех…

Складки смотрятся навязчиво, когда их вытянутость подчеркивается мазками.

  • Какие чаще всего встречаются ошибки: если все мазки делать мелкими, работа становится дробной. Это получается, когда от избытка старания ученики пишут с одинаковым вниманием все предметы независимо от планов. Ведь  только первоплановые предметы пишутся подробно, с детальной проработкой, по мере удаления мазок должен становиться шире, обобщённее, и , наконец, фон пишется широко, мягко, цельно.

Написать акварелью сразу, без поправок-замывок и лессировок почти невозможно (это доступно только опытным художникам), поэтому после основной прокладки цветом от общего мы возвращаемся к частностям и мелким исправлениям.

 Где форма предметов не убедительна, прописываем её лессировками, промываем кончиком кисти и добавляем пропущенные рефлексы, смягчаем жёсткие края, т.к. они уплощают края.

 

 

4. План учебных занятий по живописи

в  5 классе ДХШ.

 

1 четверть – 9 занятий по 3 часа.

2 четверть – 7 занятий по 3 часа.

3 четверть – 10 занятий по 3 часа.

4 четверть – 8 занятий по 3 часа.

 

1-я четверть.

Задание 1 – 3 часа.

Этюд несложного натюрморта, состоящего из 3-х предметов и 2-х

драпировок. Например: коричневый кувшин, металлическая кружка и помидор, как доминирующее и ударное цветовое пятно в постановке. Драпировки : одна – серовато-голубого цвета, являющаяся основным фоном для всей постановки; другая – белая легко свисающая из кувшина и стелющаяся по предметной плоскости мягкими складками. Белая драпировка заворачивается таким образом, чтобы лежащий впереди помидор находился на передних складках, тем самым усиливается напряжение 1-го плана.

 

Задание 2 – 12 часов. Натюрморт из 4-х предметов и 3-х драпировок. Идёт

самостоятельный поиск формата, выражающий, на усмотрение автора, настроение постановки. Предметы: кувшин, белый чайник с небольшим рисунком, стоящий справой стороны , а слева от кувшина светлая чашка, на самом первом плане яблоко. Драпировки: основная и две, проходящие по всей плоскости и моделирующие мягкие складки. Освещение дневное боковое с мягкими тенями. Поиск формата на отдельном листе. Длительная работа выглядит лучше, если  выполнена на  обтянутом на планшет, поэтому заранее готовится планшет.

 

Задание 3 – 3 часа.

Этюд фигуры человека на ¼ ватмана.

 

Задание 4 – 9 часов.

Натюрморт с гипсовым рельефом, гипсовой пирамидой на фоне

однотонной драпировки. Можно использовать дополнительную драпировку, обвивающую основание пирамиды. На 1-м плане поставить миниатюрную металлическую вазочку. Предварительно готовится планшет с натянутой бумагой. Работа не более 40х50 см. Делается поиск формата и масштаба изображения предметов. Техника исполнения – акварель ( в цвете или гризайль ).

2-я четверть.

Задание 1 – 3 часа.

Этюд головы, на впечатление. Для позирования не желательны лица с замельченными  или расплывчатыми чертами и слишком морщинистые. Для фона лучше всего подобрать спокойную , сдержанную по цвету, не очень тёмную драпировку, чтобы легко читались тоновые и цветовые соотношения лица и фона. Лучше всего использовать постановки «на сближенных» тонах, чтобы колорит был чётко выражен. Формат ограничить максимум до 18 см. по большой стороне. Почувствовать характерные особенности модели и перенести их на лист. Т.к. работа не длительная, то ставятся цветовые задачи от общего пятна.

 

Задание 2 – 18 часов.

Полугодовая экзаменационная работа в несколько этапов.

Натюрморт из 5-ти предметов и 3-х драпировок. Предметы подобрать из уже ранее написанных натюрмортов. Можно задать тему постановки: «после завтрака», «за чтением книги», «вечер», импровизация на тему «импрессионисты», античная тема с использованием гипсового рельефа, коралловых ракушек , римских ваз … Драпировки подбираются соответственно теме натюрморта. С использованием орнаментов на ткани (в небольших количествах).

3 часа – предварительно выполняется этюд  (формат не более 12 см. по большой стороне) конкретного цветового решения с небольшой конкретизацией первого плана. Готовится планшет для основной работы.

          На следующем этапе лёгкими движениями карандаша делается рисунок постановки и оставшиеся 15 часов пишется основная работа методом лессировок и отмывок (имеется ввиду академическая живопись). Формат планшета 40х60 см.

 

3 четверть.

Задание 1 – 3 часа.

Этюд головы. Повторить «Задание 1» - 2-й четверти, но уже больше внимания уделить не только колористическим особенностям портретируемого, но и внешнему сходству.

Задание 2 – 12 часов. Белый натюрморт. Предлагаемые предметы: куб, сверху

поставить чашку с блюдцем (сместив их от центра), гипсовая пирамида, на 3-м плане поставить прозрачную бутылку. На первый план акцентирующим пятном можно положить помидор или яблоко. Драпировки: основным фоном является белая ткань, а дополнительно к ней под куб положить розовато-голубоватую драпировку с небольшим рисунком. Формат 60х80 см. Лепка объёма прокладывается большими мазками. Живопись пишется прозрачными красками и на тончайших нюансах.

 

Задание 3 – 6 часов.

Гризайль. Натюрморт графического характера . Поиск формата и

масштаба изображения предметов. Используются не только геометрические формы, но и бытовые, например, самовар, корзина...

Передать материальность предметов и драпировок. Формат 60х40см.

 

Задание 4 – 9 часов.

Декоративный натюрморт, построенный на дополнительных

цветах и выполненный в гуашевой технике (или масляной). Формат 60х80. Характер работы – монументальный. Работа ведётся широкой кистью большими мазками в разном направлении, придавая работе динамичность. Мелкой кистью поправляются недостающие уточнения в работе. Бумага натягивается на планшет. Для постановки можно использовать выкрашенные бутылки и бытовые предметы.

 

4 четверть.

Задание 1 – 18 часов.

Экзаменационная работа. Натюрморт из 4-х предметов и 3-х драпировок., одна из которых имеет ярко выраженный рисунок.

Первый этап – поиск формата и масштаба изображения (не более 15 см. по большой стороне) . Небольшой этюд с поисками цветовых отношений  и проработкой 1-го плана.

Второй этап – обтягивание планшета. Лёгкими линиями наносится рисунок. Начинается работа в цвете с больших отношений, переходя от первого плана к последующим (см. «этапы работы над натюрмортом»).

Третий этап – завершающий. Проработка деталей, недостающих рефлексов путём отмывок. После детализации необходимо вернуться к этапу обобщения.

 

Задание 2 – 6 часов.

Этюд головы на улице (около школы).Можно использовать

гуашевую технику.

 

          В заключении, подводя итог выше изложенного, необходимо добавить, что на протяжении всего обучения в художественной школе усложняются учебные постановки. Повышаются требования к их композиционному, техническому, колористическому и объёмно-пространственному решению. Уровень подготовки учеников, как правило, не одинаков. Чтобы не тормозить развитие одних и других , для группы в 15 человек лучше ставить 3-4 постановки. Одну полегче, другую – средней трудности и одну посложнее. Правда, для этого потребуется богатый реквизит.

          Успех живописи зависит от определённо выраженной теплохолодности, игре холодного света на тёплой поверхности предметов. Если писать только одной тёплой краской, то натюрморт будет вялым, не живописным.

          Длительные задания надо чередовать с короткими 2-х – 3-х часовыми этюдами с разных постановок.

График родительских собраний в 1 - 5 классах на 2017-18 уч.год

Ученики

Стипендиаты

Фото отчеты с выставок

Преподаватели